Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Ретроспектива: интервью с Дмитрием Койданом (февраль 2003 года)

 
Художник-комиксист Дмитрий Койдан Фамилия: Койдан
Имя: Дмитрий
Nick: poltergeist
Год рождения: 1973
Город: Чернигов
Страна: Украина
Личный сайт: poltercom.narod.ru
E-mail: afisha@cn.relc.com

- Здравствуйте, Дмитрий. Для начала представьтесь, пожалуйста. Где и когда вы родились?

- День добрый (или, другое какое время суток) всякому входящему на эту страницу, и читающему эти строки. Зовут меня Дмитрий Койдан. Последние лет пять-семь, довольно часто именуюсь вторым именем poltergeist. Происхождения я, самого, что ни на есть, пролетарского. Родился 28 марта 1973 года в украинской глубинке, где и провел свое детство и отрочество, и куда теперь наведываюсь крайне редко.

- Где вы учились после окончания школы?

- Учиться довелось в Черниговском государственном педагогическом институте (сейчас он получил гордый статус универа), на факультете начального образования и изобразительного искусства. Правды ради нужно сказать, что поступил я туда отнюдь не из любви к профессии, а из-за желания научиться хорошо и правильно рисовать. К сожалению, далеко не все мои ожидания оправдались…

- Как и когда вы пришли в мир комиксов? Я имею в виду, почему вы решили заняться этим?

- Наверное, правильнее будет сказать, что не я пришел в мир комиксов, а комиксы пришли ко мне. Где-то под конец 70-х, коротая очередной зимний вечер за рисованием, я по-детски загорелся желанием нарисовать мультик. Вполне естественно, что, то, что у меня получилось, не имело ничего общего с мультипликацией, но, хотя бы, отдаленно напоминало комикс. Данное занятие меня очень увлекло. Продолжая рисовать “мультики”, я только лет через десять впервые услышал слово “комикс”. Наверное, тогда, когда многие из моих ровестников-комиксмейкеров, изучали технику рисования по забугровским изданиям, я впервые увидел настоящий комикс. Ну, а после увиденного, “болезнь” начала прогрессировать…

Почему решил заняться этим? Наверное, потому что очень любил рисовать и читать, а еще больше любил мысленно, а затем и на бумаге, объединять первое и второе. Скорее всего, у таких людей как я, с рождения, “баллон” над головой и карандаш за ухом…

- Были ли у вас публикации в журналах или газетах? Вспомните, пожалуйста, названия работ и даты публикаций.

- Первая публикация состоялась в 1994 году (Киев, издательство “Богдана”). Отдельным изданием был опубликован комикс, по сценарию моего хорошего друга и соратника Геннадия Клименко, “Шлях до волi”. Уникальность этой книги, по крайней мере для меня, была даже не в том, что она вышла в свет в период гиперинфляции в Украине, а в том, что она была отпечатана еще старым дедовским способом. Я думаю, что те, кто слышал о высокой печати, меня поймут.

Затем, в содружестве с тем же сценаристом, я нарисовал почти 40-страничный комикс “Охота” (фантастика);

“Ярытник” (20 страниц) (историческая мистика) (первая часть этого комикса должна выйти в марте в польском журнале “Krakers”;

серия коротких историй “Українські веселинки” (естественно юмор).

Все эти работы были опубликованы в черниговской газете “ГАРТ”, где я имел честь проработать, до недавнего времени, семь лет. Также было несколько публикаций в развлекательной газете “На досуге”.

В 2000 году я получил предложение поработать для российского портала Поле.Ру. Для их раздела юмора я делал еженедельный комикс. В общей сложности на сайте было опубликовано 16 коротких историй. К сожалению, вскоре портал перестали финансировать.

- Расскажите, пожалуйста, немного о своём стиле рисования комиксов.

- Наверное, более точное определение моему стилю могли бы дать критики, или люди, гораздо больше разбирающиеся в искусстве комикса. Я, как мне кажется, тяготею скорее к классике.

- Опишите, пожалуйста, основные шаги процесса создания комикса. Как вы это делаете?

- Я думаю, что ничего нового я не изобрел:

1) Написание сценария.

2) Прорисовка сюжета карандашом.

3) Контуровка тушью (контур я делаю кистью).

4) Сканирование и покраска на компьютере (крашу в Photoshop 5.0 мышом ).

5) Готовый лист печатаю на обычной фотобумаге в самом обычном фотосалоне.

- Чем вы занимаетесь в настоящее время?

- Заканчиваю многострадальную “Башню слона” (всегда мечтал нарисовать сюжет о Конане).

Уже готовы два сценария для коротких, не связанных между собой, сюжетов. В процессе написания большой сценарий, как мне хотелось бы, будущей серьезной работы.

В покраске очередная серия “Неистового Харитона”.

- Как вам кажется, реально ли сейчас зарабатывать на рисовании комиксов достаточно, чтобы сделать это занятие своей постоянной работой?

- Думаю, что такая вероятность существует. На сколько я знаю, некоторые ребята делают комикс-сериалы для забугровских издателей, и с этого, вполне сносно живут. Да и русские комиксмейкеры, к примеру Богдан, все больше вселяют надежды.

Конечно, в Украине ситуация намного плачевнее чем в России. Большинство художников трудятся, кто где может, а комиксы рисуют по выходным - для души. Но хочется верить в лучшее.

- Не секрет, что ещё 2-3 года назад многие оценивали рынок комиксов в России, как бесперспективный. Сейчас ситуация там меняется в лучшую сторону. Что бы вы могли рассказать об украинском рынке комиксов. Дождёмся мы когда-нибудь киевской КоМмисси?

- Да, Россия радует! Иногда огорчает, как в ситуации с “Дедом Морозом”, но радует гораздо больше. Украине пока – практически не сеяное поле. В разные годы разные издательства пытались выйти на отечественный рынок, но все заканчивалось плачевно. Сейчас ситуация, вроде бы как, пытается измениться в лучшую сторону. Киевский “Компас Паблишинг” занялся популяризацией западных изданий. Это, конечно, не совсем тот комикс, который можно назвать украинским, но радует уже хотя бы тот факт, что уже что-то издают и у нас. Правда, “заморозка”, на время, нескольких компасовских сериалов, невольно вызывают нехорошие ассоциации. О качественном, именно украинском, комиксе пока приходится только мечтать. Нашумевшая “Молодая гвардия” так глубоко ушла в подполье, что о ней больше знают за границей, нежели в Украине. Во всяком случае, найти это издания в Киеве я так и не смог.

Единственным полигоном для нашего комиксмейкера, пока остаются газеты. Хотя бы там, комикс, пусть изредка, но встречается.

Украинская “КоМмиссия” вполне возможна. Просто нужен такой человек, вроде Хихуса, который возьмет на себя тяжесть организаторской работы. А спонсоры, я почти уверен, найдутся. Поверьте мне на слово – Киев просто создан для подобного фестиваля!

- Вы говорили, о том, что если найдётся деятельный человек, способный взять на себя организацию комикс-фестиваля, то “КоМмиссия” в Киеве состоится. Знаете ли вы такого человека?

- Мне кажется, что знаю, но называть, без его на то согласия, я не буду. Как мне кажется, этот человек смог бы организовать подобный фестиваль и на очень высоком и серьезном уровне.

- Каковы ваши творческие планы на будущее?

- Рисовать. Делать как можно более профессионально и качественно свою работу. Очень хотелось принять участие в каком-нибудь комикс-проекте. Во всяком случае, не бросать рисовать комиксы.

- Вы упомянули о большом сценарии. Не могли бы вы хотя бы в двух словах рассказать о предстоящем серьёзном проекте? О чём будет этот комикс?

- Пока сценарий в стадии написания. Это авторский проект и задумывается он как симбиоз фэнтези и фантастики.

- Из тех ваших работ, с которыми я знаком, больше всего мне понравилась “Башня слона”. Планируете ли вы рисовать ещё что-нибудь в фэнтезийно-приключенческом стиле?

- Жанр фентези и фантастики более всего интересны мне на данном этапе жизни.

- Как вы считаете, если человек захотел начать рисовать комиксы, должен ли он сначала изучить основы художественного дела, или ему следует, отбросив все сомнения, брать в руки карандаш и рисовать так, как он умеет?

- Рисовать комиксы пока у нас не учат. Не нужно заканчивать институты и академии художеств, чтобы стать комиксмейкером. Для этого достаточно быть влюбленным в жанр и иметь огромное желание сделать комикс. Умение и профессионализм можно получить только с опытом. Конечно, не лишним будет какая-то художественная база, но она, для комиксиста не есть точкой отсчета. Есть масса прекрасных комиксмейкеров не имеющих абсолютно никакого художественного образования, но, они могут дать сто очков форы иному выпускнику академии.

- Что бы вы посоветовали начинающим художникам-комиксистам?

- Главное не горячиться и не делать поспешных выводов после первых неудач. Комикс как кино – всегда есть возможность “переснять” любой кусок. И не сильно увлекаться копированием мастеров. Постараться побыстрее найти “свое”, свой стиль!

- И ещё один вопрос, интересующих многих начинающих комиксистов. Какие книги вы использовали в своём самообучении рисованию комиксов? Что бы вы могли посоветовать новичкам?

- Книг было множество, полезных и не очень. Главной книгой для начинающего художника-комиксмейкера, как я думаю, и как было со мной, должен стать хороший профессиональный комикс. И, совсем не лишней будет книга по анатомии, к примеру - того же Бамеса. Проще, думаю, будет купить аналог Берна Хогарна, которого, последнее время многие хвалят, но мне пока не посчастливилось его найти.

- Используете ли вы при создании своих работ компьютер?

- Да, конечно, и очень активно.

- Что такое, в вашем понимании, по-настоящему профессиональный комикс?

- Это удачный альянс хорошего сценария и классной графики. Главное, чтобы в работе чувствовалась индивидуальность. Ну, и не плохо было бы, чтобы сам комикс не запороли в типографии…

- Расскажите, пожалуйста, немного о своих увлечениях.

- Помимо комиксов я еще интересуюсь:

хорошей литературой (любимый писатель Стивен Кинг);

кинематографом (Стивен Спилберг);

музыкой (Стинг).

- Кто ваш любимый художник-комиксист?

- Скорее всего - у меня их несколько. Всегда восхищался работами Дика Брауна “Хагар Страшный”. Более удачного сочетания юмора лаконичности и графики я не встречал.

Являюсь огромным поклонником российского “кита” комикс-индустрии – Аскольда Акишина. Искренне считаю его отечественным Френком Миллером – королем ч/б комикса.

Ну, и последний кумир – Simon Bisley. После того, как мне посчастливилось увидеть несколько его альбомов “Slaine”, не в инэте, а в живую – я “заболел” его творчеством.

- Оказывал ли он влияние на ваши работы?

- Думаю, что да. Особенно Акишин и Браун.

- Общеизвестно, что точкой сбора комиксистов со всего постсоветского пространства в Интернете является сайт “Комиксолёт”. С кем из завсегдатаев этого сайта вы знакомы лично?

- Смотря что подразумевать под словом “лично”. В онлайне, с помощью почты и форума, перезнакомился со многими, в офлайне пока только с организатором студии “Bear-комикс” Сашей Медведевым. Но, надеюсь, в ближайшем будущем, круг офлайн-знакомст расширится.

- В прошлом году в Москве проходил первый комикс-фестиваль “КоМмиссия 2002”. Принимали ли вы участие в этом событии?

- Да. Принимал. Я представлял украинскую студию “Bear - комикс”, очередной серией о “Грозном Окороке”.

- Каковы на ваш взгляд перспективы фестиваля? Будет ли он развиваться и к чему всё это может привести?

- Перспективы у фестиваля есть и будут до тех пор, пока не переведутся энтузиасты, как среди организаторов, так и среди спонсоров. Главное, чтобы художник имел возможность показать свои работы и пообщаться с коллегами. А издатели, я думаю, найдутся. Они уже начинают проявлять интерес…

Хотелось бы, чтобы, со временем, подобные фестивали организовывали и в Украине, Беларуси…

Чем чаще люди будут слышать слово “комикс” тем скорее они поймут и полюбят этот жанр.

- Планируете ли вы приехать на мартовскую “КоМмиссию 2003” в Москву?

- Планировал приехать зимой, но когда узнал, что открытие фестиваля состоится 28 марта, то по ряду объективных причин, был вынужден оставить эту идею. Мне опять не повезло со временем…

- Насколько я понял, вы входите в состав студии “Bear-comics”. Расскажите, пожалуйста, как она образовалась и в чём заключается её деятельность? Кто ещё входит в состав студии?

- О том, как образовалась студия “Bear-comics” лучше и точнее меня сможет рассказать организатор студии Саша Медведев. Я же вошел в состав студии позже других, чуть больше года назад.

В состав студии входят прекрасные талантливые художники, фамилии которых перечислять здесь нет никакого смысла, гораздо проще зайти на сайт студии и познакомиться с работами этих людей: http://ln.com.ua/~alexbear/

Задача студии заключается в том, чтобы объединить разных художников воедино и общими усилиями продвигать комикс-жанр. Студия, в лице ее менеджера, ищет заказчиков и предлагает услуги своих комиксмейкеров.

- Если бы у вас в руках была волшебная палочка, исполняющая всего одно желание, что бы вы загадали?

- Если бы это было комикс-желание - то собственный журнал комиксов. И там уж место нашлось бы для всех постсоветских комиксмейкеров.

- И последний вопрос, что бы вы хотели сказать тем людям, которые никогда не видели комиксов? Какие слова смогут помочь им понять, что комиксы - это прекрасно?

- Я бы им сказал: “Комикс это то, о чем вы мечтали в детстве, но не знали, как ОНО называется, и это ТО, чего вам не хватает сейчас – во взрослой жизни”. Но, лучше, если человек придет сам в мир комиксов, без посторонней инициативы.

Интервью брал Евгений Тимашёв.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.